Как общаться с пассивным ребенком дошкольного возраста?

Лечение

Пассивный ребенок или “тихоня”

Пассивных детей часто объединяет целая группа различных проблем — тревожность, медлительность, замкнутость, застенчивость. Они боятся всего нового, часто пасуют даже перед небольшими трудностями. Малейшие изменения в окружении, обстановке и порядке привычных действий могут вызвать у такого ребенка неуверенность и страх.
Пассивный ребенок часто бывает послушным и у родителей не возникает особых сложностей с его поведением. Эти дети бояться и не знают, как выражать свои эмоции, желания и чувства. Часто у таких детей много страхов, которые проявляются в играх, рисунках и рассказах. Причины пассивности часто кроются в детско — родительских отношениях (недостаток эмоциональной поддержки ребенка, явное или скрытое отвержение и отсутствие внимания). Иногда повторяющиеся неудачи ребенка могут стать поводом беспомощности и пассивности.

Секреты успешного общения с пассивным ребенком

Пассивные дети часто испытывают сложности в общении. Дошкольник может нуждаться в общении, но он не умеет или боится вступить в контакт.
Важные компоненты для установления успешного общения:
1) контакт;
2) невербальные способы общения;
3) ролевая игра.
Пассивные дети находятся в постоянном стрессе из-за отношения к ним взрослых и других детей. Иногда родители и педагоги не учитывают психологических и физиологических особенностей таких детей и предъявляют к ним слишком высокие требования: торопят, выражают свое недовольство, упрекают. В результате малыш еще больше замыкается в себе и может полностью отказываться от любого вида деятельности.
Можно заметить и некоторую обособленность таких детей, словно они отгораживают себя от других. Исходя из этой особенности, важная задача взрослого — установить и поддерживать контакт с ребенком. Если малыш почувствует интерес к своей личности, то он пойдет на контакт гораздо проще. Частое обращение к темам, которые близки ребенку, поможет ему стать менее замкнутым (любимые игрушки, блюда, животные, занятия).
Пассивные дети очень хорошо воспринимают невербальные способы общения — прикосновения, жесты, мимику. Чувствительны они и к интонации. Эти моменты взрослому также необходимо учитывать в общении.
Так как ребенок не может выражать свои чувства, то хорошим помощником в преодолении этой сложности, может стать ролевая игра. Как правило, пассивные дети плохо умеют играть в ролевые игры. Играя с ребенком, взрослый может существенно помочь в формировании ролевого поведения.
Даже если поведение пассивного ребенка кажется ровным, внутри он часто переживает множество эмоций. Как говорилось выше, ребенок не умеет их выражать, поэтому существует риск различный невротических отклонений. И одна из главных задач взрослого — побуждать и поощрять эмоции дошкольника.

Обучение пассивного ребенка

Особенностью пассивных детей является то, что боясь сделать ошибку, они отвечают неуверенно и медленно, а могут и вовсе не отвечать на вопросы. Следовательно, понять, как ребенок усвоил материал, бывает достаточно непросто. На помощь придут задания, в которых надо что-то показать на картинке, выбрать нужную фигуру или выполнить команду. Такие задания следует использовать как базу, для развития у ребенка уверенности в себе и повышения его самооценки. На начальных этапах лучше выбирать задания, с которыми ребенок точно справится. Обязательно отметить его успех, но очень сдержанно, так как привлечение излишнего внимания может навредить дошкольнику.
Можно использовать следующие приемы для повышения самооценки пассивного ребенка:
1) чаще хвалить малыша, даже за небольшие успехи;
2)давать несложные поручения;
3)не сравнивать ребенка с другими детьми;
4)не давать задания на время;
5) не торопить с ответом.
Для пассивных детей будут полезны как пальчиковые, так подвижные игры. Очень часто детей бывает сложно расшевелить, и они отказываются от игры, особенно подвижной. Задача взрослого — привлечь и заинтересовать ребенка. Но заставлять принимать участие в игре или другом виде деятельности, ни в коем случае не следует.
Можно разнообразить занятия дыхательными упражнениями или самомассажем, так как этими нехитрыми приемами снимается скованность и напряженность с тела ребенка.
Главным результатом взаимодействия взрослого и пассивного ребенка является осознание малышом того, что взрослый любит, понимает, уважает и принимает его, таким, какой он есть. Ребенок должен чувствовать, что в любой сфере деятельности он может спокойно и уверенно добиться успехов, а взрослый ему в этом непременно поможет.

Пассивный ребенок, что делать родителям?

Здравствуйте, уважаемые читатели сайта Малышата! Сегодня у нас немного необычная как для малышей тема Пассивный ребенок что делать родителям.

Детская пассивность – это проблема, получившая широкое распространение в современном мире.

  • А ведь ребятам жизненно необходимы физические нагрузки, игры, бег, прыжки.
  • Но. иногда складывается такое впечатление, что наши дети, растущие в мире телевизоров и компьютеров, ничего не хотят делать, только стучать по клавишам. Что в этом случае делать взрослым?

Пассивный ребенок что делать?

  • Нужно отказаться от соблазна усадить ребенка перед «электронной няней», с ее увлекательными заманушками, чтобы самому немного передохнуть.

Разные обучающие программы, игры – естественно полезны для детей, тем более, что от достижений прогресса никуда не денешься. Но постарайтесь не злоупотреблять этим, все должно быть в меру. Ведь малыш не должен приучаться к малоподвижному образу жизни.

  • Но… возможно ваш малыш по типу темперамента флегматик, он спокоен, осторожен, сосредоточен и только со стороны наблюдает за действиями других людей.
  • Тогда не нужно его понукать и подгонять, ведь медлительность и видимая детская пассивность – это его черта характера.
  • А может, виноват не малыш, а мама, у которой все горит в руках, вокруг которой все летает кувырком…. На таком фоне не только ребенок, но и все остальные будут казаться неактивными, медлительными и пассивными.

Но если это не так, если ребенок очень пассивен? Что же тогда делать ?

  • Понаблюдайте за своим чадом, если медлительность и пассивность не мешает развитию ребенка. Вы не увидели никаких признаков явного отставания своего малыша от сверстников, то… примите своего ребенка таким, какой он есть.
  • Но это не означает, что нужно списать все на темперамент и сложить руки, нет! Для маленького ребенка создавайте игровые ситуации, которые будут побуждать его передвигаться по комнате.
  • Можете положить недалеко красивую игрушку, и пусть малыш возьмет ее в руки. Повторяйте так много раз, пока у малыша будет интерес к новой игрушке, после можете заменить ее на другую или придумать новую игру.
  • Если посадили ребенка в манеж, не разрешайте ему долго сидеть, ничего не делая. Предлагайте ему разные игрушки и наблюдайте, какие из них привлекут внимание малыша, те оставляйте ему для игры, другие уберите.

Главное для родителей, чтобы искоренить детскою пассивность — заставить его двигаться, ведь движение – это жизнь.

  • Если вы не заняты домашними делами, берите ребенка на руки или за руку и отправляйтесь с ним «в домашнее путешествие». Подходите по очереди то к зеркалу, то к окну, то к шкафу с книгами, комментируя при этом все, что вы видите перед собой. Постарайтесь вовлекать в свой рассказ и ребенка. К тому же это помогает развитию памяти, речи, мышления крохи.
  • Если ребенок очень пассивен, больше времени проводите на улице, играя в подвижные игры. Физическая нагрузка полезна и детям и взрослым. Для взрослых польза в том, что бег улучшает работу мозга, делает тело выносливее и стройнее. А малыши, кроме физического развития всего организма, набегавшись, лучше кушают и быстрее засыпают.
  • Все педиатры рекомендуют родителям ограничивать просмотр детьми телевизионных передач. Максимум 2 часа в день, сами выбирайте темы передач, которые может смотреть малыш. Тогда у ребенка появиться время для игр или творчества и снизится уровень пассивности.
  • Очень важно поощрять творчество своего малыша, рисовать с ним коллажи, строить замки из кубиков или песка, придумывать новые игры.
  • К более старшим, сидящим за компьютером или телевизором, примените более радикальные меры: выключайте и телевизор, и компьютер!
  • Чтобы искоренить детскую пассивность, ограничивайте время, проводимое перед экраном и монитором.
  • Но будьте осторожны: не нужно подходить и резко выключать. Поскольку ребенок будет обязательно протестовать, и конфликт неизбежен. Сначала скажите ребенку о необходимости выключить телевизор, но при этом дайте еще несколько дополнительных минут. Лучше поставить таймер. Звонок будет сигналом к выключению телевизора, компьютера или приставки. Когда ребенок начнет играть с игрушками, обязательно похвалите его «Я очень рада, что ты выключил компьютер и решил поиграть. Давай поиграем вместе»

Не забывайте, что дети маленькие подражатели взрослых, их нужно учить на своем примере. Когда родители, чем-то заняты: делают уборку, занимаются спортом, работают в саду, привлекая при этом малышей, то ребята не станут проводить весь день перед телевизором.

  • Пассивный ребенок что делать? Поощряйте активность, не оставляйте активность малыша без внимания, подчеркивая каждый раз, что играть, например, в прятки не только весело, но и полезно. «Ты вырастешь здоровым, умным, красивым!»

Чего нельзя делать?

  • Не надо включать компьютер, когда вы заняты. Говоря ребенку: «Иди, поиграй в стрелялки, и не путайся под ногами, пока я приготовлю обед». Вы, таким образом, толкаете его к малоподвижному образу жизни, плохому зрению, поощряете пассивность у детей и т. д.
  • Если вы приготовите обед на полчаса позже – ничего страшного не случиться. Возьмите ребенка с собой на кухню, и будет вам «помощник» — рассыпанные крупы, разлитая вода.
  • Но если вы дадите ребенку несложные поручения, соответствующие его возрасту: помыть картошку, разобрать листочки салата, при этом будете следить за его работой, задавать ему вопросы, читать стихи или просто рассказывать какую-то смешную историю то все будет прекрасно. И обед готов и ребенок под вашим неусыпным контролем

Агрессивное поведение ребенка в детском саду

Агрессивность ребенка вызывает неудовольствие у взрослых. Действительно, неприятно, когда ребенок агрессивно себя ведет.

Мы уже говорили на тему того, что делать, если дети ссорятся, сегодня мы погорим об агрессивном поведении ребенка в детском саду.

Кризис «Я сам»

Это кризис возраста у ребенка «Я сам». Родителям нужно предоставить малышу больше свободы в тех вопросах, где он уже компетентен; в тех ситуациях, которые безопасны. Тем самым вы вернете спокойствие в дом.

А запугивая ребенка «злым дядькой», «бабой Ягой», получаем обратную реакцию у ребенка – агрессию. Какие-то дети будут бояться и подчиняться, а другие – выдавать агрессию. Ведь агрессия – это обратная сторона страха.

На агрессивные выпады ребенка лучше дать спокойный и твердый отпор: «Так говорить плохо», «Так делать нельзя».

Есть ли позитивные моменты у агрессивности? Да, это:

  • защита своей целостности и территории;
  • выход негативных эмоций и снятие напряжения;
  • отстаивает свои интересы и личное пространство;
  • целеустремленность;
  • показать окружающим, что может за себя постоять, «дать отпор».

Здесь есть отличия между мальчиками и девочками в проявлении агрессии. Так, мальчики демонстрируют более высокие уровни прямой и физической агрессии, девочки – более высокие уровни косвенной и вербальной агрессии (т.е. словами).

В целом мужскому полу больше приписывают склонность к физической агрессии, а женщинам – косвенная агрессия (не напрямую, а через что-то, через кого-то, не сейчас, через какие-то действия), психологическое давление.

Средства массовой информации оказывают значительное влияние на проявление агрессии со стороны личности, в т.ч. и ребенка. Рассмотрим механизм формирования агрессивного поведения человека, по этапам:

  1. Чрезмерное увлечение телепередачами/компьютерными играми. Это рождает агрессивные фантазии.
  2. Далее происходит отождествление с себя с персонажем агрессивного плана.
  3. Решение проблем и влияние на людей. Здесь человек усваивает агрессивный способ решения любой проблемы + как можно повлиять на людей.
  4. Использование агрессии для решения проблем межличностных отношений.
  5. Усиление агрессии, т.к. удалось добиться своего путем применения агрессии.
  6. Формируются агрессивные привычки.
  7. Это выливается в неразвитые социальные умения. Ребенок все больше начинает погружаться в мир телевизора/компьютера, где он уже усвоил агрессивный способ решения своих проблем. Он добивается решения проблем в межличностных отношениях с помощью кулаков.
  8. Фрустрация.
  9. Чрезмерный просмотр агрессии по ТВ, жестокие компьютерные игры.

В то же время нельзя, чтобы ребенок постоянно пребывал в таком «милом», «благодушном» мире. Тогда у него формируется куча страхов.

Агрессивное поведение детей – это способ неадекватного реагирования на конфликтную ситуацию с использованием агрессии для разрешения проблемы.

Агрессивное поведение у маленьких детей очень часто связано с семейной атмосферой. В семье может допускаться агрессия как по отношению к ребенку, так и между взрослыми членами семьи. Став нормой, агрессивное поведение легко переносится и в дошкольное учреждение.

Что влияет на появление агрессии у детей

Рассмотрим 2 группы факторов: внутренние и внешние.

  • Внутренние: особенности нервной системы, темперамент, личностные черты, которые сформировались.
  • Внешние: СМИ, воздействие социума, окружающих, влияние конкретной ситуации в семье (развод водителей, конфликт родителей, ругань и драки).

Причины детской агрессии

  • Эмоциональное неблагополучие ребенка в семье и в детском саду – ему там плохо. И с помощью агрессии ребенок пытается добиться стабилизации.
  • Некоторые негативные черты личности ребенка.
  • Особенности сложившихся черт поведения, т.е. ребенка научили таким образом себя вести.
  • Ребенок просто не умеет по-другому разрешать конфликты и спорные ситуации, кроме как агрессивным поведением.
  • Ребенок подражает агрессии родителей, сверстников, окружающих людей, тому, что увидел по телевизору, в компьютерных играх.
  • Недостаток двигательной активности, физические нагрузки.
  • Индивидуальные особенности психики (низкий уровень активного торможения, быстро заводится).
  • Постоянное стимулирование агрессивного поведения (СМИ, интернет, компьютер).
  • Стиль воспитания в семье: гиперопека – повышенное внимание на ребенка со стороны родителей + гипоопека – на ребенка совсем не обращают внимания.
  • Неразрешенные конфликты.

Особо предрасположены к агрессии:

  • Дети, у которых отстает тормозной процесс. При наказании за случайные проступки у таких детей вырабатывается агрессивно-защитный тип поведения. Ребенок постоянно готов к отпору и самозащите. Он легко и активно вступает в конфликт с родителями и воспитателем в детском саду, обижает слабых, иногда прибегает к сознательной порче вещей и разрушению.
  • Дети, которые выделяются среди других: инвалиды, большой или маленький рост, толстый. При этом они могут быть как очень застенчивыми и не привлекать к себе внимания, так и очень агрессивными, как бы компенсируя себе нападки других.
  • Дети, в семьях которых живет дух соперничества. Они могут быть робкими, избегать сравнения с удачливыми членами семьи. Но могут быть и агрессивными, когда включаются в соревнование, пытаясь доказать, что они лучше соперника.

Детский психолог Ольга Черненко с доктором Евгением Комаровским в видео дают рекомендации как быть если ваш ребенок проявляет агрессию на других детей и как быть если вашего ребенка обидели, укусили, нужно ли заставлять детей просить прощения:

Как ребенок может выразить свое агрессивное поведение?

  • Конкретные агрессивные действия: упрямство, стремление возражать старшим и сверстникам, отказываться; вспышки гнева и ярости; желание унизить или оскорбить; самоуверенность, завышенная самооценка; ребенок ругается, ворчит, кусается, царапается, плюется; драчливость и вспыльчивость.
  • Словесная агрессия: ругается матом, обзывается, придумывает обидные прозвища сверстникам, неприятные слова. Когда маленький ребенок употребляет ругательные слова, он «пробует» их на вкус и наблюдает реакцию взрослого. Если взрослый хоть как-то отреагировал (положительно или отрицательно), ребенок надолго запомнит это слово и будет его употреблять.
  • Агрессивные мысли, намерения, которые развиваются в двух направлениях: агрессия на себя и агрессия на других.

Какого ребенка можно назвать агрессивным?

Проведя детальный анализ и ответив на следующие вопросы, родители (воспитатели) легко определят агрессивного ребенка из группы детей дошкольников.

  • На кого он нападает (на слабого и младшего ребенка)?
  • Как часто это повторяется?
  • Нападает он первым или нет?
  • В каких обстоятельствах он нападает? Провоцирует ли его кто-то?

Как справляться с детской агрессией

  • Установить четкий запрет на агрессивное поведение и систематическое напоминание ребенку об этом: «У нас есть табу», «Так не принято».
  • Научить ребенка проявлять агрессию приемлемым способом: похлопать в ладошки, побить кулачками, «слова-обзывалки» (например, ругаемся названиями овощей или фруктов, животными).
  • Сдерживать агрессивные проявления ребенка непосредственно перед их появлением. Т.е. вы видите, как ребенок занес руку – остановите его, окликните его.

Эффективно справиться с детской агрессией помогут правильные игры и упражнения. В видео варианты «правильных» игр в детском саду, выполнять как с воспитателями, так и дома с родителями:

Физические активные игры выплескивают накопившуюся агрессию и энергию в не обидных и не опасных формах, да и настроение прибавят всем. Хотя бы раз в день детям необходимо хорошенько покричать, побегать и попрыгать, особенно на свежем воздухе. После прогулки дети будут довольные, откроется аппетит и крепкий сон в тихий час будет обеспечен.

«Обзывалки» приятными словами, фруктами или овощами, таким образом формируя у ребенка чувство юмора и фантазию.

Пассивность у детей.
консультация

Пассивность у детей и что с этим делать.

Скачать:

Вложение Размер
20._passivnost_u_detey.docx 19.71 КБ

Предварительный просмотр:

Пассивность у детей: причины и особенности поведения

Ваш малыш редко проявляет активность? Он предпочитает тихо сидеть в уголочке, собирать пазлы, не бегает и не играет с другими детьми? Речь идет о пассивном ребенке. Попробуем разобраться в причинах этой пассивности.

Пассивность, инертность или замедленная реакция — состояния прямо противоположные активности и инициативности. Пассивные дети идут по жизни по кругу, постоянно от кого-то чего-то ждут. Когда ребенок пассивен, он не учится быть хозяином своей судьбы. Он привыкает находиться в чьих-то руках, привыкает, чтобы кто-то все решал за него.

Пассивные дети не способны извлекать пользу из процесса под названием «учиться на собственных ошибках». Они никогда ни к чему не прикладывают усилий, никогда не терпят неудач и соответственно не растут. Зачастую это очень милые и приятные дети, но, общаясь с ними, вы никак не можете понять, что они собой представляют. Им трудно завести друзей и определить свои интересы и пристрастия, они очень легко подпадают под влияние и контроль более напористых приятелей. Они лишь существуют, а не живут полной жизнью.

Гиперактивность у деток, от которой так сильно страдают все родители и воспитатели, равно как пассивность, часто вызваны мозговой дисфункцией. Не стоит паниковать. Это не так опасно, как вы думаете. Речь идет о микроповреждениях мозга, которые могли возникнуть у малыша при неправильной беременности или при сложном процессе родов. На планете почти каждый третий живет с такими нарушениями. Но если вы все же заметили чрезмерную вялость и постоянную пассивность ребенка – это уже верный показатель того, что с ним не все в порядке. Это не говорит об интеллектуальной задержке в развитии. Пассивный ребенок может нормально учиться, но его способностям интеллекта будет тяжело проявиться в полной мере именно из-за его пассивности. Пассивный малыш как бы всегда заторможен, он апатичен и вял. На первый взгляд ничего в этом мире не способно вывести его из состояния медлительного созерцания и сонливости.

Виды детской пассивности:

• Медлительность. Ребенок откликается на вашу просьбу в самый последний момент. У него уходит колоссальное количество времени на то, что ему делать не хочется, и всего несколько минут на то, что хочется.

• Игнорирование. Ребенок не выполняет ваши распоряжения, делая вид, что не слышит вас, либо явно не обращая на вас внимания. Он продолжает заниматься своей игрушкой, читать книгу или думать о чем-то своем.

• Безынициативность и нежелание рисковать. Ребенок избегает всего нового: знакомства с новыми друзьями, посещения новой спортивной секции или нового кружка детского творчества. Он предпочитает оставаться в знакомой обстановке и заниматься привычными делами.

• Пребывание в мире грез . Ребенок скорее погружен в себя, чем в реальный мир. В своем внутреннем мире ребенок чувствует себя лучше и счастливее. Он погружается туда при столкновении с малейшей проблемой и при ощущении самого незначительного дискомфорта.

• Пассивное неповиновение. Ребенок не откликается на ваши просьбы, безучастно или угрюмо уставившись на вас и продолжая ничего не делать. Совершенно очевидно, что он на вас сердит и пренебрегает вашими указаниями, но хранит молчание.

• Изоляция. Ребенок избегает общения с домашними, предпочитая оставаться в своей комнате. Ни в чем вам, не противореча, не споря с вами и не вступая в открытую борьбу, он самоустраняется от происходящего вокруг и пытается пережить возникшую проблему в одиночку.

  • Страх. Дети могут не отзываться или вяло реагировать на происходящее вокруг из-за подсознательного страха или тревоги, парализующих их инициативность. Переполняющий душу страх заставляет детей занимать защитную или оборонительную позицию, когда они оказываются в непростых житейских ситуациях.
  • Неспособность правильно ставить цели. Не старайтесь уберечь или оградить ребенка от окружающего мира. Дома ребенок должен овладевать умением решать поставленные перед ним задачи. Говорите ребенку, что всегда ему поможете. В меру сложные домашние дела помогут укрепить уверенность ребенка в собственных силах. И он сумеет начать ставить перед собой цели, которые ему будет интересно достичь.
  • Неугаданные желания. Ребенку может казаться, что он не обязан говорить вам о своих потребностях, так как вы якобы должны знать об этом заранее. Он расстраивается, если вы не задаете ему правильные вопросы, забываете о том, что он хочет, не понимаете, почему он такой несчастный. Это характерная черта маленьких и не очень маленьких детей, которым трудно в собственном восприятии отделить себя от родителей.
  • Противоречивая агрессия. Некоторые дети по своей природе вовсе не пассивны. В каких-то вопросах они проявляют чрезмерную активность, переходящую в агрессивность, а в каких-то – крайнее равнодушие. Все необходимые компоненты активности и уверенности в себе в этих детях присутствуют. Но в определенных условиях детям трудно ими воспользоваться. Они нуждаются в том, чтобы вы помогли им проявить инициативу в наиболее конфликтных жизненных ситуациях.
  • Лень. Иногда дети пассивны, так как ничегонеделание является образом их жизни. У них нет страха перед будущим. Они знают: кто-то всегда позаботится об их проблемах. Последствия их не пугают. В большинстве случаев причиной лени ребенка являются делающие все за него родители. В какой-то степени его лень оплачиваете вы. Сами того не сознавая, вы требуете от него слишком мало в соотношении с уровнем его зрелости и возможностей. Обеспечивая своему чаду комфортную жизнь, вы тем самым не способствуете его подготовке к жизни в реальном мире.
  • Особые права. Убежденность ребенка в том, что он наделен особыми правами и заслуживает особого обращения. Такие дети считают, что все обязаны угождать им лишь на основании самого факта их существования. Они не ждут от окружающих ничего, кроме удовлетворения своих потребностей и желаний. Они никогда не испытывают благодарности, принимая все как должное.
  • Клинические отклонения от нормы. Иногда пассивность ребенка является симптомом нервного расстройства. Например, некоторые виды депрессии могут стать причиной того, что ребенок ищет убежища в пассивности, пытаясь таким образом справиться со своей душевной болью.

В детском саду пассивный ребенок никогда не присоединяется к веселым играм ровесников. Ему нравится сидеть одному, забиться в уголок и оттуда тихонько наблюдать за шумным миром.

Для пассивного малыша отвечать на занятиях – мука. Ребенок предпочитает, чтобы его не спрашивали лишний раз. Воспитатели же наоборот идут в бой и пытаются «разбудить» пассивного малыша. Ведь им такое поведение просто не понятно.

Однако попадаются случаи, что пассивные дети ведут себя именно так из-за особенностей своего характера, переданных по наследству. Если вы сами или папа ребёнка молчаливы и бездеятельны, вполне возможно, что ребёнок тоже пошёл по вашим стопам. В таком случае, впрочем, равно как и в случае с биологическими предпосылками, самое главное для вас – это проявить максимум терпения и убеждения для того, чтобы помочь вашему ребёнку с достоинством вести себя в этом сложном мире.

Для начала: сила в качестве убеждения не пройдёт. Хоть порой и хочется шлёпнуть сонного «майского жука», но нужно себя сдержать. Поймите, что для пассивного ребёнка подобное поведение – единственно верное и подходящее, поэтому он не понимает, за что заслужил наказание.

Самое главное «секретное» оружие против пассивности, какого бы рода она не была, это проявление заботы и направление ребёнка на ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ внешним миром. Интерес – это главное, чем вы должны руководствоваться, пытаясь повлиять на пассивного ребёнка. Попробуйте строить диалог так: вот сделаешь уроки, пойдём в зоопарк. Или так: поможешь мне по дому, поиграем вместе на компьютере.

Это не шантаж, это просто стимуляция ребёнка на выполнение неинтересной по его мнению деятельности. Гораздо сложней объяснить такой прием сверстникам, которые считают твоего пассивного малыша «тормозом». Попробуй настроить свое чадо на равнодушное восприятие по отношению ко всему негативно происходящему. Пусть твое дите учится фильтровать свое общение, пусть сам определяет то, что для него нужно и полезно, а что приносит огорчения. Попробуй также доказать ему, что поиграть с товарищами – это весело и интересно!

Что делать,если ребенок дерется. Рекомендации родителям и педагогам.

Рекомендации родителям и педагогам для коррекции поведения детей дошкольного возрастаРебенок дерется? Что делать?

Очень распротсраненная ситуация, когда ребенок-дошкольник проявляет агрессию по отношению к маме,к детям,к животным. Родители не знают почему и что они делают не так, воспитатели, в очередной раз жалуются на ребенка и восклицают :»Поговорите с ребенком!».

Проявления детской агрессии могут быть обусловлены различными причинами, в этой статье , я предлогаю рассмотреть неадекватную поведенческую модель на уровне физиологии развития!

Почему ребенок дерется (кусается)?

Пока малыш младенец,вся его физиологическая природа нацелена на поглащение информации из окружающего мира, наблюдая за поведением близких (которые часто думают «Да он еще такой маленький ничего не понимает»), за видеосообщениями по телевизору или «горе-развивалок» через планшет (телефон) ребенок формирует первичные понятия нормы, которые и лягут в основу его будущего поведения, общения и взаимодействия с миром. Итак:

Поведение маленького человека формируется, по мере его взросления из двух составляющих:

1) заимствованный от окружающих пример (все что «Я» вижу, слышу)

2) личный (жизненный) опыт, накопленным путем проб и ошибок по мере взросления.

Таким образом, ребенок взрослея,перенимает модель общения, поведения своих родителей,соседей,экранных образов и т.п. и использует эту модель поведения во всех ситуациях -дома, на горке, в детском саду. При этом навыков взамодействия у него еще пока нет, есть только личный опыт (например, Я дома брал у брата машинку и ничего, мама сказала «поделись ,он же еще маленький»)

В бихевиаризме (поведенческий подход в психологии),схематично это выглядит так: SRQ где S- это стимул, R- реакция, Q- результат.

Представьте себе ситуацию, ребенок в садик принес машинку, она новая и поэтому интересна почти всем детям. Тот ребенок, которому эта игрушка будет особенно интересна, непременно попытается ее взять посмотреть, поиграть, если хозяин разрешает -конфликта нет, но если не разрешает, то интерес плюс природный эгоцентризм заставит ребенка идти по известному ему пути, т.е. отнять….(ведь есть личный опыт, где было сказано, что так можно. )

В таком случае наша схема будет выглядеть так:

стимул — хочу эту игрушку

реакция — решение:либо беру и играю,либо отнимаю

результат — делаю попытку взять иргушку.

т.о.,получается, если личный опыт ребенка таков, что у него так же брали-отнимая его вещи, если он видит, что все вокруг так делают,или что это позволялось,под предлогом «Он маленький», то ребенок машинально запоминает этот путь как единственный и нормальный, поэтому порицания со стороны взрослых, так же как и их недовольство непонятны ребенку.

Слова вообще в таком случае не имеют смысла (у них слишком мало интеллектуального опыта, чтобы представить как это могло бы быть), дети не слышат слов им нужен визуальный пример и положительный результат –только тогда модель поведения принимается и запоминается как вариант для использования!

Цель коррекции поведения заключается в том, чтобы показать ребенку какие альтернативные пути приведут не только к желанному результату, но и к одобрению со стороны.

В нашем случае :

СТИМУЛ — это одобрение, исполнение желаемого;

РЕАКЦИЯ — ищу варианты (попрошу, отнему,поменяюсь, договорюсь поиграть после него);

РЕЗУЛЬТАТ -выбираю один или два варианта и действую, получаю положительный опыт, запоминаю.

РЕКОМЕНДАЦИИ

Самым важным условием коррекции поведения является спокойный тон несмотря ни на что, уважительное отношение и понимание тех процессов которые управляют поведением в данный момент. Без соблюдения этих условий коррекция будет безуспешной!

1.Сценарий коррекции для детского сада: представьте себе описанную выше историю с машинкой, в детском саду. Как себя вести воспитателю?

В острый момент конфликта лучше убрать эту машинку на полку со словами- «машинка наказана, за то что вас поссорила», когда дети успокоятся необходимо проиграть эту ситуацию в 3-х лицах, не сравнивая героев игры с поссорившимися детьми.(т.е. не называя имен)

Например: «дети сегодня нам предстоит стать волшебниками и помирить зайчика и мишку. (Игрушки даем в руки двум любым детям) У Зайчика был шарик, а Мишке очень хотелось с ним поиграть. Но он не знал, как вежливо попросить шарик и напугал зайчика, когда отнимал шарик. Они поссорились, им обоим теперь грустно. Давайте мы взмахнем руками как волшебной палочкой и покажем волшебство вежливости своим примером. Давайте предложим Мишке попросить чуть-чуть подержать шарик, сказав волшебные слова «Пожалуйста и спасибо» А как поступит Зайчик? (ждем предложений от детей, в случае необходимости предлагаем свой вариант).

Все дети аплодируют друг-другу, а воспитатель всех хвалит.

В итоге, дети получают конкретный поведенческий пример и завершенным положительным концом.

Память человека так устроена, что положительный опыт при неоднократном повторении вытесняет негативную поведенческую модель как менее состоятельную. Коррекция считается успешной!

2) Сценарий для дома:

Ситуация: ребенок кричит, пинается, пытается вас ударить, что делать?

-Присядьте, чтобы быть на уровне ребенка. (Даже если это просто каприз!)

— крепко, но не больно возьмите малыша за плечи, прижмите его к себе, пока не успокоится…

Теперь, продолжая держать за плечи, смотрите глаза-в глаза и спокойно, тихо говорите.. (Например «Я вижу, ты расстроен, тебе плохо, ты растроился потому, что…)Вы слушаете что говорит ребенок. Повторяете его слова правильно ли вы его поняли (м-д активного слушания) и когда КОНТАКТ УСТАНОВЛЕН И ребенок уже успокоился, и готов слушать договариваетесь о возможных вариантах.

Помните, эмоциональный фон ребенка только формируется, «переламывая» его не давая объяснений, вы рушите фундамент, на котором будет стоять вся его психика в дальнейшем.

  • · учите ребенка с детства «выпускать пар»

-можно нарисовать злость на бумаге, сделать из нее самолетик и запустить в окно;

-можно слепить из пластилина и приделать смешные уши и хвост своей злости.

-в качестве релаксации хорошо рвать цветную бумагу (это можно делать коллективно)на мелкие кусочки, разбросать ее, а потом разделившись на 2 команды, под музыку весело собирать эти кусочки, кто быстрее.

Чего делать категорически нельзя!

  • не допускайте двойных стандартов (говорю как надо, делаю как хочу. Или ситуация,когда в садике говорят «нельзя толкаться», а дома «толкнули и ты толкни, давай сдачу»)
  • Никогда, не ругайте ребенка прилюдно! Отведите в отдельную комнату и разговаривайте только приватно. Это хоть и маленький, но уже человек у которого только формируется чувство собственной значимости и самооценка!
  • Не кричите, даже когда очень хочется. Отведите ребенка в комнату, а сами подышите кислородом 10-20 минут и только потом разговаривайте. При этом разговор лучше начинать с выражения своих чувств.
  • Агрессия пораждает агрессию. А для маленького человечка это еще и заимствованнаямодель будущего «нормального» поведения. (Раз папа так делает, значит и мне можно!)