Динамическая гимнастика для грудничков: техника проведения и эффект

Препараты

  1. Особенности динамической гимнастики
  2. Как делать гимнастику
  3. Противопоказания
  4. Упражнения
  5. Что нужно учесть

Динамическая гимнастика для грудничков

Особенности динамической гимнастики

Этот способ оздоровления считается корригирующей гимнастикой, ее иногда называют «беби-йогой». Ребенок активно двигает ногами, руками, всем телом. При этом не остается в лежачем положении, он висит, переворачивается, «летает».

Цель динамической гимнастики для новорожденных:

  • помощь в раскрытии природного потенциала тела;
  • изменение сроков, когда малыш начинает ходить, держать спинку;
  • возможность получить представление о своем теле;
  • развитие умения напрягать, расслаблять свое тело, давать ему отдых.

Новорожденный получает представление о движениях вверх-вниз, скорости, ритме. В результате становится более устойчивым физически и психически, учится адаптироваться, формируется его чувство уверенности.

Все это приводит к тому, что с первых дней жизни:

  • укрепляется иммунная система ребенка, он реже болеет;
  • возрастает активность, подвижность, энергичность;
  • формируется координация, развивается реакция;
  • улучшается аппетит;
  • нормализуется сон;
  • укрепляется скелетно-мышечная система, еще на начальной стадии исправляются имеющиеся асимметрия, косолапость, кривошея;
  • стимулируется работа всех органов и систем, активизируется перистальтика кишечника, уменьшается газообразование;
  • усиливается кровообращение, развивается устойчивость к стрессам;
  • активизируется обмен веществ.

Подрастая, ребенок лучше владеет телом, корректно реагирует на падения и травмы. Особенно полезна динамическая гимнастика для детей, появившихся на свет путем кесарева сечения и не получивших при родах опыт преодоления нагрузок, устойчивости к стрессам.

Как делать гимнастику

Некоторые сторонники беби-йоги советуют начинать со второй недели, пока не «закрепились связки и мышцы». Другие за то, чтобы начать с двух месяцев, когда ребенок уже адаптирован к окружающему миру, восстановился после родового стресса.

Занятия должны проводиться в просторном помещении. Летом возможно на улице, но вдали от деревьев, столбов. Оптимальная температура окружающего воздуха – от 22°C до 25°C.

Упражнения проводятся за один раз или делятся на несколько сеансов за день. Можно проводить с ребенком целый комплекс утренних мероприятий:

  • массаж;
  • динамическую гимнастику;
  • плавание

Нельзя планировать занятия сразу после завтрака, нужно подождать 1 час.

Ребенок должен быть без одежды, смазывать ему тело кремом не нужно. Руки родителя рекомендуется обработать крем-скрабом.

Как делать гимнастику для грудничков

Противопоказания

Первые осмотры невропатолога и других специалистов проводятся в один месяц, именно тогда врачи точно определяют наличие патологий и нарушений. До этого возраста делать гимнастику нельзя.

Запрещено применять динамические упражнения, если имеется:

  • дисплазия тазобедренного сустава, другие нарушения опорно-двигательного аппарата;
  • патологии сердечно-сосудистой системы;
  • внутричерепное давление, другие неврологические проблемы.

Противопоказанием является возраст от шести месяцев и старше, если занятия не проводились с более раннего возраста.

Упражнения

Вначале нужно неспешно и спокойно прикоснуться к ребенку, погладить его. Когда контакт произошел, малыш спокоен, можно перейти к гимнастике. Обычно она заключается в упражнениях в воздухе, на мяче и массаже с одновременным закаливанием.

При гимнастике, чтобы ни говорили йога-специалисты, нужно избегать тех упражнений, где ребенка необходимо держать только за одну конечность. Нужно избегать любых резких подъемов и переворотов, так как суставные впадины у малышей находятся еще в процессе формирования, и очень легко можно добиться привычного вывиха конечностей.

Как делать упражнения:

  1. Взрослый берет малыша за кисти рук, вкладывает ему в ладони свои большие пальцы. Начинает подтягивать вверх, поднимает так, что ребенок висит свободно, а родитель удерживает его за кисти.
  2. Делает это же упражнения, поддерживая грудничка за ноги
  3. Повторяет все эти упражнения, покачивая сначала влево-вправо, затем – верх-вниз.
  4. Взрослый разводит руки висящего малыша в разные стороны.
  5. Вес тела в этом же положении переносится с одной ручки на другую.
  6. Ребенка поворачивают вокруг вертикальной оси.

К четырем месяцам, когда грудничок уже освоил гимнастику, привык к ней, нужно вводить новые упражнения, например на мяче:

  1. Малыша кладут на него животом или спиной, поднимают его за ручки, чтобы он опирался ножками о мяч.
  2. Проделывают те же упражнения, поднимая его за щиколотки.
  3. Укладывают спиной на мяч, поднимают за ручки, раскачивают, кладут на мяч животом. Проделывают то же самое, держа малыша за щиколотки.

Первое занятие длится не более 8-10 минут. Нагрузку увеличивают постепенно, два месяца происходит постепенное привыкание к нагрузкам. Ребенок начинает сам «летать» в руках взрослого уже к трем месяцам.

Упражнения на шаре

Что нужно учесть

Родители должны понимать ребенка, малейшие нюансы его настроения. Если видно, что малыш настроен спать, есть, играть, то лучше отложить занятия. Периоды бодрствования увеличиваются после одного месяца. В это время можно уже расширять количество упражнений.

Если ребенок сопротивляется, нельзя делать упражнения насильно. Он должен ощущать, что это веселая и увлекательная игра. Такое осознание уже проявляется в три месяца, к этому времени малыш привыкает к регулярным занятиям, уже устанавливается режим сна и бодрствования.

Первые занятия лучше проводить с тренером или врачом, чтобы получить навыки правильного проведения гимнастики. В четыре месяца вес ребенка таков, что родителю, особенно маме, трудно подбрасывать и раскачивать его, поэтому можно посещать групповые занятия в бассейне и в студии, где с ним будут заниматься профессионалы.

Большинство неподготовленных людей воспринимают динамическую гимнастику как издевательство сумасбродных родителей над собственным ребенком. Эти упражнения действительно непривычны и даже новы. Поэтому не нужно браться за нее, если вы не изучили все правила и нюансы, последовательность увеличения нагрузки.

Гимнастика для младенцев: основы классической и динамической систем

Содержание

Новорожденный малыш кажется хрупким и беззащитным. Безусловно, он нуждается в заботе родителей, но относиться к нему как к хрустальной вазе не стоит. Ребенку нужны не только пища, сон и любовь взрослых, важное условие его развития – физическая активность. Даже младенец, который еще не умеет контролировать свои движения, может делать упражнения с помощью родителей. Существует два основных направления приобщения крохи к «физкультуре» – классическая и динамическая гимнастика для грудничков.

  • Интерферон для младенцев: когда необходим и как применять
  • Слипы и другая одежда для младенца
  • Напиток из шиповника для младенцев: польза, правила введения, рецепты
  • Использование АЦЦ во время грудного вскармливания: рекомендации врачей, как правильно принимать без вреда для младенца
  • Марлевые подгузники для младенцев: альтернатива популярным памперсам или сомнительная экономия
  • «Нормобакт» для младенцев: действие, показания и правила применения

Польза и основные правила

Гимнастика для грудничка – отличный способ ускорения процесса освоения основных моторных навыков. Польза зарядки:

  1. укрепление мышц и связок;
  2. улучшение координации;
  3. развитие вестибулярного аппарата;
  4. нормализация работы нервной системы;
  5. активизация кровообращения и питания тканей кислородом;
  6. улучшение дыхательной функции.

Проводить занятия родители могут самостоятельно. Предварительно им следует проконсультироваться с педиатром для выявления возможных противопоказаний и специалистом по ЛФК, который продемонстрирует комплекс упражнений.

Важно соблюдать следующие правила:

  • гимнастика проводится с детьми старше месячноговозраста;
  • заниматься следует за 1 час до или после еды, в период, когда малыш активен (не после пробуждения или перед сном);
  • кроху лучше полностью раздеть;
  • оптимальная температура в комнате – 22-23°, стоит открыть форточку или предварительно проветрить помещение;
  • поверхность, где лежит ребенок, должна быть твердой, подойдет пеленальный столик или обычный стол, накрытый махровым полотенцем;
  • упражнения стоит проводить каждый день, длительность сеанса – 15 минут;
  • перед гимнастикой необходим легкий массаж поглаживающими движениями для разогрева мышц;
  • на начальном этапе следует выполнять 1-2 упражнения на каждую группу мышц, постепенно «репертуар» можно расширять, а также увеличивать интенсивность и амплитуду движений;
  • каждое упражнение требует минимум трехповторений, виды нагрузки рекомендуется чередовать.

Гимнастика должна приносить удовольствие ребенку. Комплекс следует выполнять в игровой форме, разговаривая с крохой или напевая ему песенки. Если он проявляет беспокойство, занятие стоит отложить.

Классическая гимнастика

Классическая гимнастика для младенцев включает упражнения, затрагивающие более 2 суставов и несколько групп мускулов. Все движения близки к естественным, то есть они имитируют основные навыки – ходьбу, ползанье.

1 месяц

В возрасте 1 месяца карапуз еще плохо владеет своим телом. Гимнастика позволяет потренировать мускулы и улучшить координацию. Упражнения:

  1. Младенец на спине. Тренер (мама, папа или специалист) поочередно, а потом одновременно сгибает руки в локтевых суставах. Аналогичные действия выполняются с ножками.
  2. Младенец на спине. Тренер одновременно сгибает и скрещивает его левую ручку и правую ножку, чтобы соприкоснулись локтевой и коленный суставы. Действия повторяются с правой рукой и левой ногой.
  3. Тренер держит грудничка вертикально под мышками, чуть наклонив вперед его корпус. Почувствовав опору под ногами, малыш должен совершить несколько рефлекторных шажков.

В этот же период рекомендуется начинать делать гимнастику на большом мяче – фитболе. На него следует поместить полотенце или пеленку. Малыша нужно уложить животиком, разведя коленки в стороны, и осторожно покачивать вперед/назад. Важно крепко его держать.

Зарядка на фитболе помогает снизить тонус мышц и служит профилактикой колик.

2 месяца

В два месяца упражнения становятся более сложными и продолжительными (5-8 повторений). Малыш уже может приподнимать грудь и голову из положения на животе. Физиологический тонус мышц снижается, его ручки и ножки становятся более расслабленными.

  • Младенец на спине. Тренер держит его запястья, разводит руки в стороны и скрещивает их на груди. Кроме того, можно поднимать и опускать ручки, совершать ими круговые движения, имитировать боксирование.
  • Младенец на спине. Тренер обхватывает его голени и, сгибая ноги в коленях, поднимает их, прижимая к животу. Кроме того, можно касаться пяткой левой ноги колена правой и наоборот, полностью выровнять ножки, соединить их вместе и двигать вверх/вниз. Полезно упражнение «велосипед».
  • Младенец на животе. Тренер ставит недалеко от него красочную игрушку. Это заставит кроху поднять головку и плечи, удерживая их 10-20 секунд. Затем нужно развести коленки в стороны и поставить ладонь под ступни. Кроха оттолкнется от них и продвинется к игрушке.

3 месяца

В три месяца малыш хорошо держит голову, лежа на животе, хватает одной рукой другую и перекатывается набок. В этот период стоит стимулировать переворачивание на живот или спину. Добиться этого можно укрепляя мускулы позвоночника, живота и шеи. Упражнения в 3 месяца:

  1. Младенец на спине. Тренер обхватывает его ноги внизу голеней, упирает его стопы в горизонтальную поверхность и выпрямляет поочередно ноги, скользя стопами.
  2. Младенец на спине. Тренер вкладывает ему в ладонь свой палец и держит за кисть, а второй рукой обхватывает обе ноги. Далее необходимо потянуть малыша за ноги, переворачивая его набок, а в конце – за руку, чтобы он оказался на животе.
  3. Младенец на спине (на мягкой и упругой поверхности). Тренер вкладывает ему в руки большие пальцы, обхватывает запястья и тянет на себя, не доводя полностью до сидячего положения. Опуская руки, кроху нужно положить набок.
  4. Младенец на животе. Тренер заводит одну ладонь его под грудь и живот, а второй – удерживает голени. Затем малыша необходимо на 1 секунду приподнять над столом. При этом он поднимет голову и расправит спинку. Упражнение выполняется 1 раз.

4 месяца

В 4 месяца полностью нормализуется тонус мышц. Малыш уже умеет поворачиваться со спины на живот и наоборот, а также ощупывать предметы. При правильной организации гимнастики он получает от нее удовольствие. Упражнения:

  1. Младенец на спине. Тренер захватывает его голени и прикладывает ступни друг к другу, изображая аплодисменты. Кроме того, сложенными вместе ступнями можно дотягиваться до носа карапуза.
  2. Младенец на спине. Тренер берет его ручки и хлопает ладошками («ладушки»). Еще можно соединять противоположные руку и ногу, выровненные в суставах.
  3. Младенец на спине. Тренер сгибает его ножки в коленях, подтягивает к животу и совершает круговые движения в тазобедренных суставах. В конце нужно выровнять ножки и свести их вместе.

Стоит продолжать «присаживать» грудничка. Необходимо вложить ему пальцы в руки и дать возможность подтянуться самостоятельно. Благодаря этому тренируются мышцы пресса.

5 месяц

В 5 месяцев ребенок активно переворачивает, сидит, имея опору за спиной, осознано двигает руками и ногами. В этом возрасте стоит уделять внимание укреплению мышц спины и подготовке к ползанью.

Необходимо повторять описанные выше комплексы для рук и ног (скрещивание, поднятие вверх/вниз, велосипед, скольжение), а также «присаживать» его. Дополнительно стоит делать такое упражнение: захватывать ребенка под мышки и ставить вертикально, он будет шагать, опираясь на всю стопу.

Второе полугодие

Во втором полугодии усилия должны быть устремлены на освоение навыков ползанья, самостоятельного сидения и ходьбы. Упражнения:

  • Младенец на животе. Тренер сгибает его руки в локтях, а ноги в коленях, подставляет руку под живот в качестве опоры и размещает в зоне видимости яркую игрушку. Кроха должен попытаться продвинуться вперед. Ему можно помогать, перемещая его ножки.
  • Младенец на спине. Тренер вкладывает ему палец в руку и отводит ее в сторону, чтобы он повернулся набок. Затем нужно немного подтянуть малыша за руку вверх. Если мышцы спины достаточно окрепли, кроха попытается сесть, подставив свободную руку. В противном случае спинку нужно поддержать и его уложить обратно.
  • Младенец на животе. Тренер берет его сзади за ручки и подтягивает вверх. Малыш попробует встать на колени.

После 6 месяцев в ежедневный комплекс стоит включать упражнения для мелкой моторики, то есть пальчиковую гимнастику. Необходимо массировать ладошки, разминать пальчики, делать «ладушки».

Для стимулирования прямохождения рекомендуется располагать интересные для ребенка предметы на уровне его роста. Ползая, малыш будет их замечать и пытаться подняться, взявшись за опору.

К концу первого года жизни к гимнастике можно добавлять инвентарь – мячики, мягкие кубики, палочки и так далее. Кроха сможет повторять действия за взрослым или выполнять команды.

Динамическая гимнастика

Динамическая гимнастика разработана Л. Китаевым и М. Труновым. Она включает энергичные движения, выполняемые с ребенком на весу. Взрослый подбрасывает, вращает и раскачивает его. Данная система вызывает много споров среди родителей и медиков.

Преимущества и недостатки

Преимущества динамической гимнастики:

  1. коррекция мышечного тонуса;
  2. укрепление мускулов, развитие гибкости суставов;
  3. улучшение работы вестибулярного аппарата;
  4. положительное воздействие на иммунную и нервную системы;
  5. закаливание характера, снижение уровня травматизма в будущем;
  6. повышение настроения ребенка;
  7. установка доверительных отношений со взрослым.

Родители, практикующие такие упражнения, отмечают, что после регулярных занятий у детей повышается аппетит, улучшается сон и поведение. Но существуют определенные минусы и противопоказания.

Недостатки динамической гимнастики:

  • риск травм и нарушений в работе опорно-двигательного аппарата – возможны вывихи, растяжения, развитие излишней подвижности суставов, ушибы в результате падений;
  • стресс для малыша, связанный с временной потерей ощущения безопасности, считается, что избыток гормонов стресса у новорожденных в будущем приводит к гиперактивности;
  • притупление естественного инстинкта самосохранения, что в период самостоятельной жизни может приводить к неадекватной оценке степени опасности тех или иных ситуаций.

Неврологи предупреждают, что динамическая гимнастика базируется на врожденных рефлексах, основная часть которых в норме исчезает в возрасте двух-четырех месяцев. Упражнения стимулируют их, препятствуя естественному угасанию.

Базовые правила

Минимизировать риски, связанные с активной зарядкой в воздухе, можно придерживаясь определенных правил:

  1. Оптимальный период для начала – 1,5-2месяца. Если отложить освоение гимнастики на более поздний срок, вероятность травм увеличивается.
  2. Перед занятиями нужно проконсультироваться с педиатром, невропатологом, ортопедом. Основные противопоказания – гипо- или гипертонус, неврологические заболевания, повышенное внутричерепное давление, патологии сердца, дисплазия, подвижность суставов и другие нарушения.
  3. Приступая к упражнениям, родители должны быть убеждены в своих силах. Рекомендуется не только посмотреть видео в глобальной сети, но взять несколько практических уроков у специалиста по динамической гимнастике. Крайне важно научиться надежно захватывать суставы ребенка.
  4. Нагрузку следует увеличивать постепенно. Запрещено сразу же делать перебросы через голову и другие подобные упражнения. Длительность одного занятия – 8-10 минут.

Упражнения

На начальном этапе динамической гимнастики стоит действовать по такому алгоритму:

  • Вложить большие пальцы в руки карапуза, чтобы он сжал их, обхватить тыльные стороны ладоней. Не нужно крепко захватывать лучезапястные суставы.
  • Медленно подтянуть кроху, чтобы он занял вертикальное положение и повис в воздухе.
  • Несколько раз развести в стороны и свести ручки, покачать ребенка вверх/вниз, вправо/влево, вперед/назад, перенести (частично) вес с одной руки на другую, немного вращать малыша вокруг вертикальной оси.

В дальнейшем можно осваивать такие упражнения, как «крестик», «маятник», «пружинка», «обезьянка» и прочие.

Гимнастика в младенческом возрасте благотворно сказывается на физическом и психоэмоциональном развитии. Сначала она имеет пассивный характер, все действия выполняют родители, но по мере взросления малыш учится двигаться сам. Классический комплекс практически не имеет противопоказаний, побочных эффектов и не требует значительной подготовки. Динамическая гимнастика несет в себе определенных риски. Перед началом занятий важно проконсультироваться со специалистами.

Динамическая гимнастика: польза и вред для новорожденного

Новорожденному малышу жизненно необходимы не только сон, питание и мамино тепло, но и двигательная активность. Многие родители используют обычные упражнения, другие же выбирают динамическую гимнастику. Только выполнять ее следует грамотно и очень осторожно, чтобы не навредить грудничку. Что же перевешивает в применении – польза иди вред? Как ее правильно делать? Давайте разбираться вместе.

Динамическая гимнастика – что это?

Динамическая гимнастика, разработанная М. Труновым и Л. Китаевым, отличается от обычной зарядки более энергичным комплексом упражнений, направленных на формирование и усиление мышц грудного ребенка. Помимо обычных элементов зарядки и массажа динамическая гимнастика сочетает в себе и упражнения на совершенствование вестибулярного аппарата. Так, взрослый подбрасывает, раскачивает и вращает малыша, придерживая за ручки или ножки. Посторонние люди чаще всего приходят в ужас от подобных акробатических этюдов, автоматически записывая «отчаянных» мам и пап в сумасшедшие.

Действительно, подобные упражнения не совсем обычны, так что родителям, прежде чем перейти к практическим занятиям, необходимо тщательно изучить и понять последовательность применения динамической зарядки и рост нагрузки на малышей.

Так, можно выделить несколько видов упражнений динамической гимнастики:

  • закаливание;
  • массаж;
  • занятия на мяче;
  • упражнения в воздухе.

Все эти процедуры необходимо совмещать, чтобы их воздействие на малыша было максимально эффективным.

Польза для новорожденных и грудничков

Приверженцы данного комплекса упражнений уверены в его огромной пользе для малышей. Среди плюсов динамической гимнастики обычно выделяют ее положительное воздействие не только на физическое развитие, но и на общее психологическое состояние новорожденных детей. Чем же еще она полезна?

  1. Динамическая зарядка помогает грудничку лучше ориентироваться в пространстве.
  2. Она позволяет исправлять мышечный тонус младенца, укрепляет мышцы, разрабатывает суставы рук и ног и развивает гибкость.
  3. С ее помощью происходит эффективное развитие и совершенствование вестибулярного аппарата у новорожденного.
  4. Она укрепляет нервную систему грудничка, его иммунитет.
  5. Также подобный комплекс упражнений считается хорошей возможностью для установления доверительных и доброжелательных отношений с взрослыми и, соответственно, с окружающим миром.
  6. Считается, что динамическая гимнастика компенсирует недостаток родового опыта у детей, рожденных с помощью кесарева сечения.
  7. Родители, применяющие динамические упражнения в работе с грудничками, отмечают, что они имеют хороший аппетит, крепко спят и намного реже капризничают.
  8. Ранние занятия снижают уровень травматизма во всей последующей жизни. Малыши, натренированные с первых дней жизни, вряд ли подвернут ногу или сломают руку, активно занимаясь спортом.

Возможный вред для малышей

Давайте разберемся, настолько ли хороши динамические упражнения, как о них говорят. Подобные акробатические «трюки» выглядят довольно рискованными, да и многие специалисты подвергают сомнению безопасность и пользу для грудничков такого рода зарядки. Какие аргументы приводят противники динамической гимнастики?

  1. Такие физические упражнения являются стрессом для новорожденного. Ведь динамическую зарядку часто начинают использовать уже через пару недель после рождения. Считается, что повышенное выделение гормонов стресса в грудничковом возрасте может привести к появлению гиперактивности у дошкольника.
  2. Динамическая гимнастика базируется на врожденных рефлексах малышей – в частности, хватательного рефлекса и рефлекса Моро. Упражнения искусственно их стимулируют, тогда как в норме они должны постепенно угаснуть к 2-4 месяцам (читаем статью о рефлексах).
  3. Неопытным родителям порой сложно рассчитать оптимальную нагрузку. Поэтому интенсивные занятия могут привести к растяжению связок новорожденного, микротравмам тканей суставов, нарушению кровообращения. В дальнейшем возможны проблемы со связочным аппаратом.
  4. Психологи же уверены, из-за того, что малыш с раннего возраста привыкает к ощущениям скорости, взлета и падения, у него не формируется естественный страх высоты. В старшем возрасте недооценка опасности ситуации может стать причиной разнообразных травм.

Избегаем негативных последствий: правила проведения гимнастики

Итак, вы увидели массу доводов как в пользу динамической гимнастики, так и против нее. Конечно, окончательное решение принимают только родители. Если же вы уверены, что подобные упражнения необходимы вашему грудничку, мы расскажем, как обезопасить занятия.

  • Упражнения следует начинать через четыре недели после рождения малыша.
  • Посоветуйтесь предварительно с вашим педиатром о наличии либо отсутствии противопоказаний. Если малыш здоров, ему можно заниматься динамической зарядкой.
  • Не стоит выполнять упражнения по материалам из Интернета или учебных пособий. Для начала обратитесь к опытному инструктору за консультацией и услугами. Он покажет и научит, как правильно организовывать занятия.
  • Минимизируйте вероятность травм – обезопасьте место тренировок, чтобы избежать последствий из-за возможных падений.
  • Правильно оценивайте собственные силы, избегайте применять экстремальные упражнения. Выберите щадящую программу занятий.
  • Начинайте упражнения после разогревающего массажа, готовя, тем самым, мышцы и связки к работе. Длительность первых занятий – 8-10 минут. Делайте их медленно и крайне осторожно, чтобы не напугать малыша, нагрузку и темп наращивайте постепенно.
  • Не занимайтесь сразу после кормления, подождите хотя бы час. Особенно это важно для упражнений на шаре.
  • Если ребенок не в духе, не заставляйте его делать зарядку потому, что так нужно вам. Лучше дождитесь времени, когда у всех будет замечательный настрой. Динамическая гимнастика должна стать для грудничка таким же обычным ритуалом, как кормление или купание.

Учитываем противопоказания

Динамическая зарядка может быть полезной для новорожденного при условии грамотного подхода и учета противопоказаний. Опасность же подобных упражнений заключается в следующем:

  • наличие дисплазии тазобедренных суставов у малыша и других патологий опорно-двигательного аппарата;
  • отклонения в работе сердечно-сосудистой системы ребенка;
  • неврологические заболевания, в том числе, и повышенное внутричерепное давление.

Динамическая гимнастика строго противопоказана полугодовалым малышам, которые не получали ранее подобные процедуры. Если с грудничком не занимались с месячного возраста на регулярной основе, то в шестимесячном возрасте такие упражнения принесут лишь вред, а не пользу. Также следует запомнить, если ребенку не понравились занятия или он чувствует себя после них плохо, обязательно отменяйте гимнастику. Не следует экспериментировать со здоровьем малыша!

Выбирая динамическую гимнастику для совершенствования физического развития новорожденного, изучите все плюсы и минусы, проконсультируйтесь с педиатром о возможных противопоказаниях. Лишь в случае соблюдения мер предосторожности упражнения помогут вашему ребенку вырасти здоровым и счастливым.

Динамическая Гимнастика для грудничков (3 месяца), с чего начать?

Видео: Динамическая гимнастика для малышей

Основные упражнения динамической гимнастики: висы, крестик, шалтай-болтай, осьминожка, малышки-коротышки:

P.S. Многие специалисты уверены: чем раньше вы начнете работу с малышом по развитию определенных навыков, тем быстрее он получит важные для полноценной жизни способности и умения. На этом принципе и построены многочисленные системы раннего обучения и развития детей. Предлагаем краткую характеристику самых популярных на сегодня методик, чтобы вы могли сориентироваться и подобрать ту, которая поможет максимально раскрыть задатки вашего ребенка – Обзор популярных методик раннего развития ребенка с видео консультациями и фильмами

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал, страницу в Facebook, или группу ВКонтакте.

Мы в Яндекс.Дзен — присоединяйтесь!

Развивающие игры для детей от 2 до 10 лет.

Динамическая гимнастика очень полезна для детей с раннего возраста.Она помогает укреплять и развивать детский организм. Проверенно на собственном опыте. Моей маленькой дочери она помогла. Ребенок был вялым, малоподвижным. Педиатр нам порекомендовал делать гимнастику с тех пор ребенок постоянно в движении и радостный!

Я пока не рискую заниматься с дочкой такой гимнастикой, как показано в видео. Для меня это слишком сложные упражнения, я боюсь навредить ребенку – уронить или растянуть что – то. Но потихоньку мы приучаем к данному виду гимнастики – тянем за ручки, крутим в разные стороны. Я считаю, что такие упражнения имеют место быть, но делать это нужно под руководством грамотного специалиста. Ведь можно и навредить малышу.

Занималась гимнастикой и с дочкой, и с сыночком. И что хочу сказать, каждый ребенок индивидуален. Вот дочка обожала занятия: гнешь ей ручки-ножки, а она только хохочет. Что хочешь с ней делай. А вот сынок – человек настроения. Не захочет,даже ножку не согнешь. Но все-таки я считаю эту процедуру полезной для развития наших крох.

Динамическая гимнастика

Система развивающих упражнений для грудных детей. Для кого предназначена динамическая гимнастика и зачем она нужна.

Два взгляда на одну проблему

Многие школы для молодых родителей и их малышей предлагают своим будущим мамам и папам такой вид занятий, как динамическая гимнастика для грудничков. Но далеко не все знают, что это за гимнастика, зачем она нужна и насколько она безопасна для малыша. Не давая никаких советов и не принимая за родителей ребенка конкретных решений, мы предлагаем вниманию читателей мнения двух специалистов об этой гимнастике.

Динамическая гимнастика входит в общий курс оздоровительных и развивающих занятий с новорожденным наряду с такими мероприятиями, как массаж, игры, закаливание. Определимся с понятиями, ведь далеко не каждый родитель имеет четкое представление об этих тренингах, а стало быть, и о тех возможностях, которые они предоставляют ребенку.

Динамическая гимнастика — система развивающих упражнений для грудных детей, распространенная в самых различных модификациях. Динамическая гимнастика включает элементы массажа, обычной гимнастики, упражнений для развития вестибулярного аппарата. Только степень такого воздействия в динамической гимнастике выше. Основное отличие этой гимнастики от обычной — это большее количество динамики (движения), в отличие от традиционных комплексов, где малыш, как правило, лежит, а его руками и ногами двигает взрослый в том или ином направлении.

Вариантов динамической гимнастики много — от экстремальных сценариев ее выполнения до постепенных и мягких. Необычно, что часть упражнений проводится не на столе, а в воздухе. Многие из «воздушных» упражнений описаны еще в начале XX века. Занимаясь динамической гимнастикой с малышом, взрослый держит его: за две или одну ручку, за две или одну ножку, обхватывает руками туловище. Основные движения — висы, качания, вращения, перевернутые упражнения («вверх ногами»), подбрасывания и даже забрасывания на руку, на плечо или на бедро взрослого. Большинство детей с радостью воспринимают такой способ общения со взрослым и с собственным телом. Эти упражнения легко даются ребенку из-за высокой врожденной подвижности его суставов. При правильных хватах и движениях риск травмировать ребенка невелик.

Для чего нужна динамическая гимнастика?

Занимаясь с ребенком таким видом развивающих упражнений, мы одновременно достигаем нескольких целей.

Во-первых, это важно для физического развития малыша. Динамическая гимнастика — это инструмент коррекции мышечного тонуса ребенка. Известно, что после рождения ребенок еще в течение нескольких месяцев находится в позе, которую мы называем «внутриутробной» — с согнутыми ручками и ножками. Это происходит из-за повышенного тонуса мышц-сгибателей, причем этот тонус неравномерно повышен в разных мышечных группах. Присмотритесь к своему ребенку, когда он спит, и вы увидите, что одна ручка согнута в большей степени, чем другая; то же самое с ножками. Это происходит из-за несогласованной работы различных зон головного мозга на этом этапе жизни. Это как «вспышки»: возбуждение какой-либо зоны мозга приводит к сокращению соответствующей мышцы тела. Такие неожиданные мышечные подергивания могут напугать даже самого ребенка, например во сне. В результате повышается уровень возбуждения, вызванного избытком стимуляции, исходящей из собственного тела. Чтобы помочь организму ребенка гармонизировать, упорядочить процессы возбуждения и торможения в нервной и, как следствие, в мышечной системе, применяют массаж и динамическую гимнастику. Хорошо, если с ребенком занимается человек, которому малыш очень доверяет, — в первую очередь, это, конечно, его мама. Мать своими руками «лепит» тело ребенка, обозначая его границы, воздействуя при этом на тактильную и мышечно-суставную чувствительность. В результате снимается избыточный мышечный тонус. Кроме того, эти упражнения активизируют перистальтику кишечника, укрепляют сердечно-сосудистую, иммунную систему, адаптируют организм к нагрузкам, а стало быть, к стрессовому воздействию изменений окружающей среды.

Во-вторых, это конечно же еще один способ общения ребенка с матерью — возможность увидеть ее улыбку и глаза и свое отражение в них, услышать ее голос, почувствовать ее руки. Ребенок узнает себя через глаза матери. Это для него как зеркало. Не случайно в психотерапии используется лечение зеркалом и улыбкой: пациент смотрит в зеркало, улыбается себе, узнает себя сам. Глаза дают ребенку чувство уверенности в том, что его держат, заботятся о нем. Ребенок первых месяцев жизни должен получить большую порцию аудиальной, визуальной, осязательной чувствительности от матери. В результате появляется базовое доверие к Миру, формируется желание и способность с ним взаимодействовать, что благоприятным образом отзовется во взрослой жизни подрастающего человека. Таким образом, проведение динамической гимнастики способствует психическому развитию ребенка и становлению гармоничных материнско-детских отношений.

Для кого предназначена динамическая гимнастика?

Теперь о том, каким детям в первую очередь нужны эти занятия. Показания и противопоказания можно согласовать с педиатром. Но особый разговор о детях — «кесарятах». Дело в том, что в случае планового кесарева сечения ребенок извлекается из матки («рождается») на 3-5-й минуте от начала операции. В результате такой ребенок лишен адаптационного периода со всеми его фазами, как это происходит при прохождении через естественные родовые пути в течение нескольких часов. Согласно законам теории адаптации, у организма есть потребность в физиологическом стрессе как необходимом условии развития. Вспомним определение основоположника теории стресса физиолога Ганса Селье: «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование». В результате такого ответа организм реализует свою потребность осуществить приспособительную функцию и восстановить нормальное состояние. При этом активируется и усиливается один из базовых инстинктов организма — инстинкт выживания. А начинается это с ситуации родового процесса с его внезапностью начала, многочасовым усилением мышечного напряжения, нарастанием кислородного голодания в процессе схваток и непредсказуемым изменением среды обитания с необходимостью дальнейшего выживания в условиях разнообразных сенсорных нагрузок. Продолжительность процесса позволяет ребенку адаптироваться к изменяющимся условиям, выработав приспособительные реакции. В случае же кесарева сечения ребенок попадает «с корабля на бал», не успевая подготовиться, потеряв некоторые фазы процесса адаптации.

В перинатальной психологии считается, что интранатальный (родовой) опыт важен для дальнейшего развития человека, становления таких качеств, как целеустремленность, выносливость, терпение в достижении цели, и отражается на способности проявлять эти качества в будущей взрослой жизни. Можно предположить, что, будучи лишенным «входящего» опыта преодоления стрессовой нагрузки, человек в какой-то мере (учитывая перинатальную память тела) может отличаться снижением волевой сенсорики в дальнейшем. Это тогда, когда есть цель, но не освоен путь ее достижения. В момент своего рождения тело не познало своего опыта. Это, конечно же, восполнимо. Вот тут-то на помощь и может прийти динамическая гимнастика, чтобы научить тело (а значит, и психику) ребенка выдерживать, переживать усиленные, пороговые нагрузки, вырабатывать адаптационную устойчивость. Ребенок растет более энергичным, подвижным, активным, практически не болеет. У него прекрасная координация, быстрая реакция, хороший аппетит и крепкий сон.

Основные правила динамической гимнастики

Занятия проводят при температуре воздуха 22-25°С, в помещении или на открытом воздухе. Если вы уже начали закаливать своего ребенка, то температура воздуха в помещении может быть и ниже. Важно прикасаться к ребенку теплыми, мягкими руками — уверенно и нежно. Свои руки перед этим можно размягчить скрабом, что повысит их чувствительность. Тело малыша кремом не смазывают.

Для занятий используют время бодрствования ребенка, когда он наиболее расположен к контакту, но не ранее, чем через час после еды. Для справки: периоды бодрствования резко увеличиваются после 1,5 месяцев жизни при переходе от нормальной аутистической фазы развития младенца (когда бодрствованию он явно предпочитал сон, предохраняющий от избыточного влияния внешней среды) к началу становления субъект-объектных отношений — взаимодействия с другими. С этого возраста можно расширять комплекс развивающих упражнений. Выполнять подобный комплекс следует ежедневно или несколько раз в день, начиная всякий раз в качестве разминки с традиционных массажных приемов поглаживания, растирания, разминания, пассивных упражнений для рук и ног, а затем переходя к динамическим воздействиям. Примерами упражнений, входящих в комплекс динамической гимнастики, являются покачивание ребенка вперед-назад в захвате за руки, вращение ребенка за руки или за ноги вокруг вертикальной оси и другие.

С чего начать?

Начинать следует с самых простых упражнений, соблюдая закон постепенности нарастания нагрузки — неделю за неделей увеличивая темп, амплитуду и время. В некотором смысле такое воздействие является стрессогенным для ребенка. Важно знать меру, соблюдать закон золотой середины. Во время занятий может возникнуть сопротивление скачкообразному приросту нагрузки в виде мышечного напряжения, испуга, недовольства и даже плача. В этом случае целесообразно задержаться на достигнутом или даже спуститься на более низкую ступень. У каждого ребенка свой темп овладения упражнениями. На каждом занятии создавайте предпосылки для более сложных упражнений. Иногда требуется приостановить занятие, сменить упражнение, прижать ребенка к себе, с тем чтобы вновь продолжить, но без надрыва, без усилий.

Сила рождается там, где нет усилий!

Если говорить о динамической гимнастике, то нельзя не отметить следующие моменты.

Во-первых, если вы сделали свой выбор в пользу такого несколько экстремального варианта физического развития вашего малыша, вы должны знать, что для занятий динамической гимнастикой есть противопоказания, которые должны заставить родителей категорически отказаться от динамической гимнастики. К таким противопоказаниям, в частности, относятся: дисплазия тазобедренного сустава — заболевание, при котором неправильно расположены элементы тазобедренного сустава (подробнее о его терапии вы можете прочитать в статье «Лечение. пеленками», опубликованной в №9 журнала «9 месяцев»), повышенный мышечный тонус, повышенный объем движений в суставах, причиной возникновения которого являются особенности соединительной ткани. Понятно, что родители сами не в состоянии определить наличия или отсутствия таких состояний или заболеваний у малыша. Поэтому, прежде чем приступить к подобной практике, необходимо проконсультироваться с врачом. Известно, что первый осмотр ортопеда и невропатолога, которые могут исключить эти состояния и заболевания, для большинства детей происходит в 1 месяц, тогда как многие родители-новаторы начинают заниматься с детишками с первых дней после рождения — сразу после выписки из родильного дома. Поэтому, если вы решились заниматься с малышом именно с помощью динамической гимнастики, то не забудьте проконсультироваться с доктором.

Во-вторых, следует учесть, что у детей раннего возраста связки очень эластичные и нежные. Неправильно потянул за ручку — травма: подвывих или вывих сустава. В то время как изменение состояния хрящей и связочного аппарата происходит в основном из-за нарушения кровообращения в этих областях. В условиях создавшейся гипоксии (недостатка снабжения кислородом области суставов) происходят их структурные изменения, что и ведет к потере упругости и эластичности.

Помимо этого занятия динамической гимнастикой являются рискованными из-за большой вероятности падений, результатом которых может быть не только безобидный синяк, но и серьезные внутричерепные кровоизлияния и другие травмы.

С другой стороны, рекомендации инструкторов о как можно более раннем начале занятий динамической гимнастикой также имеют под собой основания, так как если вы начинаете заниматься после 6 месяцев, то масса малыша уже велика, то есть нетренированные связки сразу испытывают большие нагрузки и риск травм возрастает.

В-третьих, учесть и своевременно оценить все противопоказания и побочные эффекты может только специалист, поэтому не пытайтесь сами заниматься с малышом. Упражнения должен проводить мануальный терапевт или врач-реабилитолог, прошедший специальную подготовку.

Единственным бесспорным положительным моментом занятий является то, что молодые родители стремятся больше общаться с малышом, развивать его. Но ведь для того чтобы заниматься с ребенком, развивать его физически и интеллектуально, можно применять и другие, давно разработанные, хорошо зарекомендовавшие себя методики, такие, как массаж, пальчиковая гимнастика. Справедливости ради надо сказать, что любая методика требует предварительной консультации специалиста. Чем больше общения, любви, ласки, улыбок получит младенец с первых дней жизни, тем легче будет его адаптация и больше доверие к миру.

Конечно, выбор варианта развития малыша, а также ответственность за выбранный метод в полной мере лежит на родителях. Поэтому, выбирая методику, необходимо изучить все ее аспекты и тщательно взвесить все «за» и «против».

Динамическая гимнастика для наших грудничков: с чего начинать, как и когда?

Среди услуг школ для молодых родителей все чаще встречается такой вид развивающих занятий, как динамическая гимнастика. У мам и пап возникает множество вопросов по этому поводу: насколько полезны или опасны эти упражнения, как заниматься с ребенком, с какого возраста, всем ли они подходят? Расскажем, что это такое – динамическая гимнастика для малышей, и как ее проводить.

Суть методики

Физические упражнения полезны для развития грудничка, это бесспорно. Динамическая гимнастика – отдельная система физического развития малышей. От обычной она отличается наличием динамической составляющей. При обычной гимнастике ребенок большую часть времени лежит, а родители упражняют его тело. В динамических комплексах ребенок часто находится в воздухе и подвержен активным манипуляциям: его поднимают за ручки или ножки, подбрасывают, переворачивают, качают, вращают, перебрасывают через руку или плечо взрослого.

Понятно, почему вокруг этой методики много споров. Одни считают ее прекрасным стартом для маленького организма, другие видят в ней лишь неоправданный риск травм у младенца.

В чем же полезное воздействие таких занятий на организм ребенка?

  • Прежде всего, они способствуют нормализации мышечного тонуса, с которым рождается каждый младенец.
  • Благодаря активному движению такая гимнастика способствует планомерному укреплению мышечных тканей и улучшению гибкости суставов.
  • Перемещения в пространстве прекрасно тренируют вестибулярный аппарат. Навык держать равновесие необходим в частности для своевременного освоения самостоятельной ходьбы.
  • Динамические упражнения способствуют гармонизации деятельности нервной системы, укреплению иммунитета.
  • Улучшают кровообращение и способствуют лучшему насыщению тканей маленького организма кислородом.
  • Развивают дыхательную систему.
  • Адаптируют организм крохи к стрессам окружающей среды.
  • Помогают ребенку установить доверительные отношения с родителями, а соответственно – со всем окружающим миром, способствуя психическому и интеллектуальному развитию.

Многих родителей отпугивают недостатки этой системы, которые выглядят порой устрашающе:

  • высокий риск травм (вывихи и подвывихи, растяжения, гиперподвижность суставов, ушибы);
  • стресс для ребенка, вызванный временной утратой чувства безопасности, который, по мнению многих неврологов, может стать в будущем причиной гиперактивности;
  • препятствие естественному угасанию рефлексов новорожденного, на которых динамическая гимнастика основана и которые должны в норме угасать в районе 4 месяцев;
  • ослабление инстинкта самосохранения, что может в будущем привести к недооценке возможной опасности в разных ситуациях.

В любом случае, выбирая такой способ для развития своего малыша, родители полностью берут на себя ответственность за возможные последствия.

Когда можно и нельзя заниматься

Конечно, динамическая гимнастика может быть полезна для развития всех здоровых деток. Но особую значимость она приобретает для детей, рожденных путем кесарева сечения. Ребенка извлекают из матки через несколько минут после начала операции. И малыш лишается длительного адаптационного периода родов, при котором он, проходя по родовым путям, подготавливается к новым условиям жизни, вырабатывая необходимые реакции приспособления. Соответственно, адаптации не происходит. Малыш не получает первого опыта преодоления стресса, что в будущем, как считают перинатальные психологи, может значительно снизить его целеустремленность, волю и выносливость.

Именно в таких ситуациях динамическая гимнастика может научить маленькое тело (соответственно, и психику малыша) переносить высокие нагрузки и адаптироваться к стрессовым ситуациям.

Однако существует целый ряд случаев, когда занятия с детками по такой системе противопоказаны:

  • повышенный или пониженный тонус, который не является физиологическим;
  • неврологические заболевания;
  • болезни сердца;
  • высокое внутричерепное давление;
  • дисплазия суставов или их повышенная подвижность и др.

Поэтому прежде чем начать динамические занятия со своим малышом, родители непременно должны показать его педиатру, ортопеду, неврологу.

Когда и как начинаем?

Итак, если родители выбирают такую систему физического развития для своего чада, с чего и когда начинать динамическую гимнастику для грудничков?

Что касается возраста, то не рекомендуется начинать занятия ранее месячного возраста, когда мышцы и косточки ребенка еще слишком хрупкие. Родителям следует проявлять не фанатизм, а благоразумие, думая, прежде всего, о благополучии своего ребенка, а не о том, в чем и насколько он сможет «обскакать» знакомых детишек. С другой стороны, начинать занятия после 4, а тем более 6 месяцев, если до этого малыш не имел опыта динамических упражнений, тоже вредно, поскольку ребенок уже набирает вес, а его мышцы и связки к этому возрасту не так эластичны и податливы, как в 1–1,5 месяца. Соответственно, риск травм и растяжений будет выше.

Заниматься такой гимнастикой нужно ежедневно. Начинаются комплексы обычно с разогревающего массажа (в него входят поглаживания, разминания и растирания), продолжают их обычные простые упражнения для ручек и ножек (махи, сгибания, подъемы), и только затем подключают динамику. В качестве примеров простейших динамических упражнений можно назвать раскачивание ребенка вперед и назад при поддержке за руки, вертикальные вращения (малыша держат за руку или ногу), раскачивание на фитболе и другие.

Приступая к занятиям, объективно оцените свои силы. Просмотра видео в интернете, скорее всего, будет недостаточно. Пусть хотя бы первые несколько занятий проведет квалифицированный специалист (мануальный терапевт или реабилитолог), у которого вы научитесь правильно манипулировать телом крохи, особенно – правильно захватывать его суставы, чтобы не допустить травм. А еще лучше, попросите у него программу занятий, в которой виды и количество упражнений будут подобраны в нужной прогрессии.

Правила – это важно

Итак, выбирать или нет для своих малышей динамическую гимнастику – воля родителей. Но если уж они сделали такой выбор, необходимо организовать процесс таким образом, чтобы ребенок получил от него только положительные эмоции и практическую пользу. Для этого важно исключить риск травм, учитывать возраст и состояние крохи. Если он не в настроении или болен – заниматься не следует.

Что же нужно знать, чтобы все сделать правильно?

  • Учитывайте физическое состояние малыша. Занятие должно проходить либо за 1 час до еды, либо через час после. Кроха при этом должен быть в активном состоянии (не только что проснулся, не собирается спать). Кстати, после полутора месяцев периоды бодрствования начинают увеличиваться, что способствует увеличению арсенала проводимых упражнений.
  • Для достижения эффекта закаливания грудничка раздевают полностью, а температуру в помещении поддерживают в районе 22 градусов. Для этого можно либо открыть форточку, либо проветрить комнату перед гимнастикой.
  • Руки взрослого должны быть мягкими и теплыми. Поэтому их, как минимум, нужно хорошенько растереть.
  • Поверхность, на которой с крохой будут заниматься, должна быть ровной и твердой (это может быть обычный стол), ее необходимо застелить фланелевой пеленкой или махровым полотенцем.
  • Детки до года очень быстро утомляются от любой физической или психологической нагрузки, поэтому не занимайтесь слишком долго: 15 минут в день более чем достаточно.
  • Нагрузку увеличивайте постепенно. Помните, что изначально это стресс для крохи, не сделайте его чрезмерным. Пары простых упражнений для начала хватит. Неправильно будет, к примеру, с первого же дня начинать перекидывать кроху через голову или бедро взрослого. Постепенно доводите количество до 2 упражнений на каждую группу мышц. Амплитуду движений, а также их интенсивность тоже повышать нужно постепенно. Именно поэтому лучше, чтобы занятия все-таки проводили не сами родители, а опытные специалисты.
  • Каждое упражнение повторяют минимум 3 раза. При этом рекомендуется чередовать различные виды нагрузки.
  • Если в процессе занятий у ребенка проявится протест против повышения нагрузки, что может выражаться недовольством, капризами, плачем, напряжением мышц, стоит на время остановиться на достигнутом уровне, не поднимая планку, а иногда бывает полезно даже «откатиться» немного назад. Помните о том, что каждый ребенок развивается индивидуально, осваивает различные упражнения – тоже. Поэтому, строя программу таких занятий, ориентироваться нужно прежде всего на состояние самого грудничка, на его прогресс, а не на какие-либо нормативы. Занятия должны приносить малышу радость, а не лишать сил.

Как это выглядит?

Динамических упражнений разной степени сложности и интенсивности существует немало. В качестве примера приведем несколько довольно простых.

  • Большие пальцы рук взрослого вложены в кулачки малыша, и он их сжимает. Остальные пальцы рук взрослого при этом захватывают тыльные стороны детских ладошек. Ребенка медленно поднимают за ручки, чтобы он вертикально повис. Его нужно покачать в разные стороны, затем повращать вертикально.
  • Уложив малыша на животик, его поднимают вверх за щиколотки, разводя ножки в разные стороны. При этом нужно проявлять аккуратность и контролировать усилия, чтобы не растянуть сухожилия.
  • В положении на животике малыша берут за голень и запястье, поднимают и опускают несколько раз. Повторяют с другой стороны.
  • Ручки грудничка разводят в стороны, одновременно плавно поднимая его вверх, затем возвращают в исходную позицию.
  • Малыша поднимают за ручки и раскачивают, постепенно увеличивая амплитуду. Можно раскачивать его, держа за руку и ногу.

Динамические упражнения неспроста вызывают много споров. Даже учитывая их полезность для грудничков, родители часто опасаются негативных последствий. Кстати, многие мамочки отмечают, что в будущем дети, с которыми занимались динамикой, постоянно нуждаются в выплескивании адреналина, привыкнув к этому с раннего детства. Приходится искать для них спортивные секции, часто выходом становятся экстремальные виды спорта…

Но если польза для родителей кажется более очевидной, есть смысл заниматься у профессионала, чтобы собственноручно не навредить своему чаду.